ИРЯиК | Структура | Кафедры | Кафедра русского языка

Кафедра русского языка

Кафедра русского языка

О кафедре

Кафедра русского языка является преемницей двух кафедр — кафедры русского языка начального этапа обучения и кафедры русского языка повышения квалификации и стажировок, которые на протяжении длительного периода являлись ключевыми структурными подразделениями сначала подготовительного факультета МГУ (1954-1991 гг.), а затем Центра международного образования МГУ (1991-2013 гг.). Кафедра русского языка Института русского языка и культуры является, таким образом, одним из старейших в нашей стране вузовских подразделений, специализирующихся на методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ), предвузовской подготовке иностранных учащихся. В разные годы на кафедре работали такие известные специалисты в области русского языка как иностранного, как О. М. Аркадьева, Л. Г Баш, Е. Ю. Владимирский, Г. В. Колосницына, , М. Н. Лебедева, Н. А. Метс, М. М. Нахабина, В. А. Степаненко, Е. М. Степанова, Е. Д. Чемоданова, Л. В. Шипицо.

Отчёт кафедры за 2018 год.

Первые учебные программы

На кафедре русского языка для иностранных учащихся были подготовлены первые учебные программы, заложившие основы и принципы функционально-семантического описания русского языка. Эти принципы были впоследствии реализованы в учебниках и учебных пособиях по русскому языку как иностранному, а также в фундаментальной русистике. Здесь был также впервые реализован принцип обучения русскому языку с учетом этнокультурной и языковой специфики учащихся. В 1965 году коллективом кафедры был подготовлен и издан первый универсальный учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР. В дополнение к этому учебнику были созданы учебные пособия (по аудированию, развитию устной речи, чтению, фонетике и интонации), направленные на развитие навыков речевой деятельности и позволяющие, соответственно, интенсифицировать учебный процесс. Сотрудники кафедры входили также в состав авторского коллектива учебно-методического комплекса «Старт» (включавшего в себя пособия как для студентов, так и для преподавателей), в рамках которого была впервые в русистике реализована идея комплексного обучения различным видам речевой деятельности на основе активной коммуникативности.

Новые технологии обучения русскому языку

С начала 90-х годов на кафедре активно разрабатывались новые технологии обучения русскому языку как иностранному. Важнейшим направлением деятельности стало также создание теоретических основ будущей государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному. При активном участии кафедры были созданы Типовые тесты к комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Для иностранных граждан, оформляющих разрешение на временное проживание, Типовые тесты к комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Для иностранных граждан, оформляющих вид на жительство.
Авторским коллективом кафедры (Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А.) был подготовлен учебный комплекс «Дорога в Россию», состоящий из 3-х книг, каждая из которых соответствует уровням владения русским языком как иностранным: элементарному, базовому и первому сертификационному. В настоящее время данный комплекс является одним из ведущих учебников по РКИ: он выдержал семь изданий и, кроме России, был опубликован также в Китае, Индии и США. В настоящее время авторским коллективом кафедры русского языка подготовлено обновленное издание учебного комплекса «Русский сезон», в котором нашли отражение самые последние методические и научные разработки в области преподавания РКИ, ведется работа над учебником «Русский сезон 2», продолжается работа над пособием «В добрый путь!», учебным комплексом «Русский язык сегодня».

Научные и научно-методические направления кафедры русского языка в 2018/2019 учебном году

  1. Теоретические и практические основы преподавания русского языка как иностранного на этапе предвузовской подготовки
  2. Язык специальности на этапе предвузовской подготовки иностранных учащихся 
  3. Проблемы речевой культуры в условиях межъязыкового и межкультурного взаимодействия на начальном этапе обучения
  4. Научно-методическое обеспечение российской государственной системы стандартизированного сертификационного тестирования иностранных граждан
  5. Русская литература в системе обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения
  6. Методика разработки и внедрения информационно-коммуникационных  технологий в обучение русскому языку как иностранному (мультимедиа и дистанционное обучение)
  7. Методика использования аудиовизуальных технологий на занятиях по русского языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки
  8. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного и неродного на начальном этапе обучения
  9. Внеаудиторная работа как средство развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся на подготовительном факультете