Структура

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

Заведующая кафедрой – доктор педагогических наук, профессор Степаненко Вера Александровна.

Кафедра русского языка является преемницей двух кафедр – кафедры русского языка начального этапа обучения и кафедры русского языка повышения квалификации и стажировок, которые на протяжении длительного периода являлись ключевыми структурными подразделениями сначала подготовительного факультета МГУ (1954-1991 гг.), а затем Центра международного образования МГУ (1991-2013 гг.). Кафедра русского языка Института русского языка и культуры является, таким образом, одним из старейших в нашей стране вузовских подразделений, специализирующихся на методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ), предвузовской подготовке иностранных учащихся, разработке программ стажировок по русскому языку и гуманитарным дисциплинам для иностранцев. В разные годы на кафедре работали такие известные специалисты в области русского языка как иностранного, как О.М. Аркадьева, Л.Г Баш, Е.Ю. Владимирский, Е.М. Степанова, М.Н. Лебедева, Н.А. Метс, Е.Д. Чемоданова, Г.В. Колосницына, Л.В. Шипицо.

На кафедре русского языка для иностранных учащихся были подготовлены первые учебные программы, заложившие основы и принципы функционально-семантического описания русского языка. Эти принципы были впоследствии реализованы в учебниках и учебных пособиях по русскому языку как иностранному, а также в фундаментальной русистике. Здесь был также впервые реализован принцип обучения русскому языку с учетом этнокультурной и языковой специфики учащихся. В 1965 году коллективом кафедры был подготовлен и издан первый универсальный учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР. В дополнение к этому учебнику были созданы учебные пособия (по аудированию, развитию устной речи, чтению, фонетике и интонации), направленные на развитие навыков речевой деятельности и позволяющие, соответственно, интенсифицировать учебный процесс. Сотрудники кафедры входили также в состав авторского коллектива учебно-методического комплекса «Старт» (включавшего в себя пособия как для студентов, так и для преподавателей), в рамках которого была впервые в русистике реализована идея комплексного обучения различным видам речевой деятельности на основе активной коммуникативности.

С начала 90-х годов на кафедре активно разрабатывались новые технологии обучения русскому языку как иностранному. Важнейшим направлением деятельности стало также создание теоретических основ будущей государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному. Авторским коллективом кафедры (Антонова В.Е., Нахабина М.М., Сафронова М.В., Толстых А.А.) был подготовлен и издан новейший учебный комплекс «Дорога в Россию», состоящий из 3-х книг, каждая из которых соответствует уровням владения русским языком как иностранным: элементарному, базовому и первому сертификационному. В настоящее время данный комплекс является одним из ведущих учебников по РКИ: он выдержал семь изданий и, кроме России, был опубликован также в Китае, Индии и США. В настоящее время авторским коллективом кафедры русского языка подготовлено обновленное издание учебного комплекса «Русский сезон», в котором нашли отражение самые последние методические и научные разработки в области преподавания РКИ.

В настоящее время основное внимание коллектива кафедры русского языка сосредоточено на следующих направлениях научно-методической деятельности:

  • коммуникативно ориентированное обучение русскому языку как неродному и иностранному;
  • лингводидактические аспекты тестирования по русскому языку как иностранному;
  • лингводидактические аспекты обучения русскому языку детей-билингвов;
  • научный стиль речи на этапе предвузовской подготовки иностранных учащихся;
  • деловой стиль речи в современном русском языке;
  • проблемы речевой культуры в условиях межъязыкового и межкультурного взаимодействия;
  • разработка интерактивных мультимедийных курсов по русскому языку как иностранному;
  • оптимизация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации по русскому языку как неродному и иностранному.

КАФЕДРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Заведующая кафедрой – кандидат филологических наук, доцент Кульгавчук Марина Викторовна.

Кафедра общеобразовательных предметов была создана в 2013 году, на этапе реорганизации Центра международного образования в Институт русского языка и культуры. Ее предшественницами в структуре сначала подготовительного факультета МГУ, а потом Центра международного образования были кафедры гуманитарных и естественных наук. В основу деятельности новой кафедры был, таким образом, положен шестидесятилетний опыт предвузовской подготовки иностранных студентов.

Коллектив кафедры – это преподаватели литературы, истории, математики, физики, химии, географии, экономики, биологии и информатики – тех предметов, знание которых необходимо любому студенту, поступающему в высшее учебное заведение. Большинство преподавателей имеет учёные степени и звания. Все сотрудников кафедры – квалифицированные специалисты, имеющие теоретическую подготовку и практический опыт преподавания общеобразовательных дисциплин иностранным учащимся на самом раннем этапе обучения русскому языку. Важную роль в становлении и развитии данного направления в предвузовской подготовке иностранных студентов сыграли М.В. Абудеева, М.С. Адаменкова, Л.А. Алексеева, А.В. Беликова, Н.С. Громогласова, Н.И. Зверев, В.Н. Кочетов, Е.А. Лазарева, Т.В. Орлова, Пацей И.П., Лакоба И.С., А.И. Фадеева, В. Морозова.

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

Заведующий кафедрой – доктор культурологии, профессор Елистратов Владимир Станиславович.

Кафедра создана в 2013 году, на этапе реорганизации Центра международного образования в Институт русского языка и культуры. Сотрудниками кафедры являются специалисты в области проблем межкультурного взаимодействия в аспекте преподавания русского языка как иностранного.

Основные цели деятельности кафедры — фундаментально-теоретическое осмысление культурологических аспектов и современной культурно-языковой политики и разработка на данной основе практических рекомендаций в отношении методов преподавания русского языка и русской культуры. Опираясь на 60-летний опыт работы коллектива ИРЯиК, кафедра решает как научные, так и практические задачи по осмыслению накопленного за несколько десятилетий методического, лингвистического, психолингвистического, культурологического и страноведческого багажа. Фундамент исследовательской деятельности кафедры – системный мониторинг современного русского культурного пространства с точки зрения основных направлений современной культурологии: теоретического, прикладного, исторического, сравнительного, сопоставительного и контрастивного, а также содержательный анализ и практическое применение всего спектра наработок российской и зарубежной школы культурологии (семиотика культуры, культурологическое образование, культурная антропология, социология культуры и др.).

Кафедра разрабатывает и реализует целый ряд успешных образовательных проектов, таких как «Русские музеи» (фундаментальное исследование «музейного пространства» России и создание соответствующего учебно-презентационного материала), «Русские архиконцепты» (глубинное изучение важнейших современных идеологем русской лингвокультуры: соответствующие материалы могут быть использованы и как учебные тексты для иностранцев, и как тексты для подготовки российских школьников к ЕГЭ), «Русский нейминг» (изучение современных российских топонимов, антропонимов, эргонимов и т.п).

ОТДЕЛ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ

Начальник отдела – Малоглазова Ирина Борисовна
Направления работы:
  • контакты с ведущими зарубежными вузами и иными образовательными учреждениями с целью осуществления набора студентов и стажеров;
  • подготовка договоров о международном сотрудничестве с зарубежными партнерами;
  • участие в выставках и презентациях;
  • дистанционные контакты с абитуриентами;
  • оформление приглашений и заключение договоров на обучение;
  • ведение документооборота, связанного с формированием контингента.
Контакты: +7(499)124-84-88, ciemsu@yandex.ru