История института

1954-1991. Курсы русского языка и подготовительный факультет для иностранных граждан

История института русского языка и культуры берет свое начало практически сразу после окончания Второй мировой войны. С расширением влияния СССР в рамках послевоенного мирового устройства приобрел актуальность вопрос о приеме в советские высшие учебные заведения, и в первую очередь, в Московский университет, студентов из дружественных стран Восточной Европы и Азии. Молодежь из Болгарии, Югославии, Польши, Румынии, Венгрии, ГДР, а также Монголии и Китая, стремилась использовать шанс и получить в Советском Союзе бесплатное образование высочайшего уровня качества. По этой причине уже в конце сороковых годов прошлого века едва оправившаяся от страшных военных лишений страна открыла двери своих вузов для иностранных студентов.

Однако, естественным образом, для полноценного включения иностранцев в учебный процесс наравне с советскими студентами им требовалось знание языка, на котором велось преподавание вузовской программы, то есть русского языка. На начальном этапе занятия по русскому языку для иностранных студентов организовывались в качестве дополнения к основному учебному процессу и проводились непосредственно в местах их обучения, без систематизированной научной базы и единого учебного плана. Но уже вскоре, вследствие приобретения проблемой адаптации иностранных учащихся массового характера, встал вопрос как о формировании нового направления в прикладной лингвистике (русский язык как иностранный), так и создании единого научно-методического и прикладного центра, специализирующегося на необходимых мероприятиях по интеграции иностранцев в вузовский учебный процесс (в первую очередь, конечно, на быстром преодолении языкового барьера).

К середине пятидесятых годов актуальность указанной проблематики дополнительно выросла в связи с расширением географии международных связей Советского Союза и появлением среди иностранных студентов молодежи из Вьетнама и арабских стран. В связи с этим, в 1954 году весь процесс преподавания русского языка иностранным гражданам в Московском университете был сведен под одну крышу: в МГУ были организованы постоянно действующие курсы русского языка для студентов из зарубежных стран. Данные курсы стали прообразом полноценной довузовской подготовки иностранных студентов к поступлению в советские вузы. Уже вскоре в программу курсов были включены общеобразовательные предметы, изучение которых было признано необходимым для успешной сдачи экзаменов на основные факультеты МГУ и других учебных заведений СССР, а прохождение данных курсов не в процессе учебы, а до поступления в вуз стало носить обязательный характер.

К концу пятидесятых годов рост количества желающих проходить обучение в отечественных вузах (в 1956–1957 гг. на указанных курсах обучались граждане из 11 зарубежных государств, в 1958–1959 гг. – уже из 27 стран мира) поставил вопрос о дальнейшей институционализации процесса довузовской подготовки иностранцев и выведении его на новый уровень. В связи с этим в 1959 году на базе курсов русского языка для иностранцев в МГУ был создано полноценное структурное подразделение: подготовительный факультет для иностранных граждан. В состав факультета были включены три кафедры: русского языка, естественных и гуманитарных наук, и научно-методический отдел. Создание подготовительного факультета стало не только существенным шагом вперед в совершенствовании непосредственно процесса адаптации иностранных граждан, приезжающих для прохождения обучения в Советский Союз. Фактически этот шаг завершил оформление ранее не обособленного специализированного направления в лингвистике: преподавание русского 1 языка в качестве иностранного, что, безусловно, стало важнейшим поворотным моментом в формировании понимания и подходов к распространению культурного и духовного влияния нашей страны в мире, повышению ее международного авторитета, развитию интереса и уважения к ней. С самого момента своего учреждения подготовительный факультет МГУ для иностранным граждан вел активную и не имеющую аналогов в отечественной лингвистике работу по подготовке учебников, пособий и иной методической литературы для иностранных граждан. С полным основанием можно говорить о том, что все современные методики преподавания русского языка как иностранного опираются на соответствующие разработки, проведенные в стенах подготовительного факультета. Широко известны комплексы учебных пособий по русскому языку как иностранному, созданные профессорами и преподавателями факультета: «Учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР», «Русский язык для всех», «Старт», «Практический курс русского языка», «Ритмы России», «Дорога в Россию», а также отталкивающиеся от языковых методик учебники и пособия по естественным и гуманитарным предметам.

Помимо собственно подготовки иностранных студентов к обучению в российских вузах по профильным специальностям, факультет взял на себя весьма важные задачи по представлению приезжающим особенностей общественной и культурной жизни нашей страны, их ознакомлению с отечественной историей, популяризации достижений советской науки и экономики. Аудитория факультета постоянно расширялась: в шестидесятых годах появились курсы повышения квалификации для преподавателей русского языка из стран Европы, Азии, Латинской Америки и Африки; к студенческой и аспирантской аудитории присоединилась аудитория преподавателей- русистов из зарубежных стран.

Методика преподавания иностранным учащимся русского языка и других предметов довузовской подготовки постоянно совершенствовалась, факультетом был накоплен большой педагогический опыт, аккумулирован значительный научный потенциал. На базе созданных на факультете программ, учебников и пособий вскоре начали свою работу подготовительные отделения и факультеты для иностранцев в других российских вузах.

Дальнейшее увеличение потока иностранных студентов, прибывающих для обучения в СССР, стало причиной решения государственного руководства о создании в Москве Университета дружбы народов. Перед подготовительным факультетом МГУ была поставлена задача содействовать созданию в составе УДН кафедры русского языка, специализирующейся на обучении иностранцев. Ядром создаваемой кафедры стала тогда большая группа преподавателей факультета, переведенная на работу в УДН. Рост международного авторитета нашей страны и увеличение популярности русского языка стали также толчком к дальнейшему расширению работ по созданию систематизации накопленных знаний и практического опыта, укреплению теоретической базы в области русистики. С этой целью в 1966 году было принято решение о выделении в отдельную структуру научно- методического отдела подготовительного факультета МГУ. На его основе был создан Научно- методический центр, который также был укомплектован кадрами из числа профессорско- преподавательского состава подготовительного факультета. В дальнейшем НМЦ был преобразован в Институт русского языка имени А.С. Пушкина.

В семидесятые и восьмидесятые года прошлого века на подготовительном факультете обучались студенты из нескольких десятков стран мира. Через аудитории факультета прошло более пятидесяти тысяч молодых людей из Восточной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. Многие из наших студентов, не в последнюю очередь благодаря полученным в нашей стране знаниям, в дальнейшем у себя на родине достигали значительных успехов в государственной, 2 коммерческой или творческой карьере, решали важные и ответственные задачи на благо своего

1991–2013. Центр международного образования

Значительные перемены в жизни нашей страны, произошедшие в начале 90-х гг. прошлого века, повлекли за собой необходимость искать новые формы деятельности и использовать новые подходы к довузовской подготовке иностранных студентов и преподаванию русского языка как иностранного в Московском университете.

По этой причине в 1991 году было принято решение о реорганизации подготовительного факультета для иностранных граждан МГУ в Центр международного образования МГУ. В рамках данной реорганизации был осуществлен переход на коммерческие принципы привлечения иностранной студенческой аудитории, созданы возможности для активизации рекламно- информационной деятельности и интеграции в мировой рынок образования. В 90-е годы Центром международного обучения был внедрен ряд новых программ, более гибко отвечающих различным потребностям всех желающих изучать русский язык и готовиться к поступлению в МГУ и другие российские вузы. Иностранным гражданам были предложены программы предвузовской подготовки различной продолжительности (от 10 до 18 месяцев), а также подготовка к обучению в магистратуре и аспирантуре. Изучение русского языка стало возможным не только в рамках предвуза, но и в рамках языковых курсов различной продолжительности и интенсивности (курсы для начинающих; практический курс для иностранцев, изучающих русский язык; курсы речевой практики по русскому языку для зарубежных студентов-русистов, летние языковые курсы; спецкурсы, посвящённые актуальным вопросам жизни современного российского общества). Было начато также освоение принципиально новых направлений деятельности: в частности, открылись и начали функционировать курсы русского языка для зарубежных преподавателей-русистов, желающих повысить свою квалификацию.

Существенно изменился и, одновременно, расширился национальный состав студентов и учащихся ЦМО МГУ. Изменение политического климата на мировой арене привело к существенному росту интереса к России со стороны населения и деловых кругов стран Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии. В то же время, по понятным причинам, несколько снизился поток студентов из Центральной Африки и арабских стран. Развитие международного сотрудничества в 90-е годы способствовало также возникновению потребностей в изучении русского языка во многих регионах мира, в первую очередь в промышленно развитых странах. Кроме того, значительного внимания требовало максимальное сохранение квалифицированной практической русистики на территории бывшего СССР и дружественных ему стран. В этой связи, высокую актуальность приобрело создание и внедрение единых стандартов обучения и тестирования уровней знания русского языка. Большая научная и организационная работа была проведена в этой связи Центром международного образования МГУ: были систематизированы уровни владения русским языком как иностранным, разработаны тестовые методики и материалы.

В 1997 году на базе ЦМО начал свою работу Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку. Его специалисты принимали активное участие в создании российских государственных стандартов, определяющих содержание уровней владения русским языком как иностранным. В Центре тестирования велась и ведется теоретическая и практическая работа по стандартизации тестов, описанию сертифицируемых уровней владения русским языком, обучению специалистов со всего мира работе с тестовыми материалами. За время своей работы Центр тестирования ЦМО МГУ приобрел широкую известность и авторитет в кругах российских и зарубежных специалистов. С 1998 года Центр тестирования является членом Европейской лингвистической ассоциации тестологов (ALTE).

В 2002 году в целях развития новых форм преподавания и внедрения современных технологий в учебные процессы Центром международного образования был разработан и внедрен первый курс мультимедийно-интерактивного дистанционного обучения русскому языку как иностранному «Новости из России». Помимо языковых основ в данный курс были включены материалы, дающие расширенное представление о национальных особенностях, культуре и общественной жизни нашей страны. Данный проект прошел экспертизу Министерства образования РФ и дважды (в 2002 и 2003 гг.) становился победителем конкурса в рамках федеральной целевой программы «Русский язык», был удостоен золотой медали Всероссийского выставочного центра в 2003 году. Стремясь внести максимальный вклад в повышение качества преподавания русского языка как иностранного, в 2003 году ЦМО МГУ приступил к реализации программы дополнительного образования «Методика преподавания русского языка как иностранного». С учетом растущего интереса к русскому языку в мире и постоянно увеличивающейся в связи с этим потребности в квалифицированных кадрах за прошедшие годы данное направление продемонстрировало свою высокую перспективность. Количество слушателей программы стабильно возрастает с каждым.

Центр международного образования МГУ принимал непосредственное участие в создании Российского объединения преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Нынешний директор Института русского языка и культуры профессор В. А. Степаненко является членом Президиума этой организации, три секции РОПРЯЛ – начального этапа обучения, новых технологий и тестирования – возглавляют специалисты Института. Активная работа велась также в рамках мероприятий и текущей деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), а также различного рода конференций, симпозиумов и совещаний по профессиональной тематике. Благодаря расширению международного сотрудничества, существенно вырос спрос на услуги специалистов ЦМО МГУ в зарубежных вузах.

Упорная и целенаправленная работа специалистов Центра международного образования позволила с честью преодолеть трудности нелегкого периода истории нашей страны, сохранить профессиональный коллектив, наладить прочные деловые отношения с российскими и зарубежными партнерами, заработать имя и прочный авторитет на рынке образовательных услуг.

2013-2014. Институт русского языка и культуры МГУ имени М. В. Ломоносова

В начале 10-х гг. текущего века стало очевидным, что потенциал развития в качестве образовательного центра практически исчерпан; на повестку дня встал о вопрос необходимости преобразования ЦМО МГУ с целью расширения возможностей для дальнейшего развития.

Преобразование Центра международного образования МГУ в Институт русского языка и культуры МГУ произошло в 2013 году. Новый статус учебного заведения стал необходимой базой для разработки и внедрения новых образовательных программ и дальнейшего продвижения на рынок международного образования. В планах Института – открытие магистратуры по специальности «преподаватель русского языка как иностранного», дальнейшее развитие и распространение по всему миру единых методик преподавания русского языка как иностранного и стандартов оценки навыков, всемерное содействие популяризации российской культуры. 4 Продолжая свое развитие в качестве современного, высокотехнологичного учебного заведения, Институт русского языка и культуры бережно относится к традициям, стремясь в полной мере сохранить в своих стенах дух первого в стране, классического подготовительного факультета. Коллектив Института создает для своих учащихся атмосферу тепла и доверия и всеми силами способствовует их комфортной и быстрой адаптации в незнакомой культурной среде. Широко практикуются также различные формы внеаудиторной работы со слушателями: экскурсионные программы, творческие и праздничные вечера, конкурсы и т.п.

2014 год является для Института русского языка и культуры юбилейным: с момента организации в Московском университете первых курсов русского языка для иностранных студентов исполняется 60 лет. Пройденный за эти годы немалый путь, накопленный багаж теоретических знаний и практических навыков, приобретенные в последние годы устойчивые связи с зарубежными партнерами позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее.